Главная » Статьи » История » Религиоведение

Раскол христианства

Исторические предпосылки схизмы восходят своими корнями к раннему Средневековью. Обусловлены они появлением обрядовых, догматических, этических, и других различий между западной (латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.

Основные причины раскола можно выделить следующие:

1. Догматические причины. Основной догматической причиной раскола является учение о филиокве («и Сына»). В связи с этим учением конфликт особенно обострился в 9 веке. Суть в том, что западная церковь приняла это учение, суть которого в том, что Святой дух исходит и от Бога-Отца и от Бога-Сына. Но восточные священники наотрез отказались включать в Никео-Константинопольский Символ веры положение о том, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына.

2. Канонические причины. А) У православных разрешены были браки, а у латинян обязательный целибат. Также восточные священники высказали пренебрежение к тому, что западные коллеги носят перстни на пальцах рук. Б) Допущение женитьбы мужчины на сестре его умершей жены у латинян. В) Брадобритие у латинян. Г) Хождение католических епископов и священников на войну и осквернение своих рук кровью убитых. Д) Изображение Креста Господня и изображение святых на мраморных плитах в церквах и хождение католиками по ним ногами.

3. Обрядовые причины. А) Латиняне причащают пресным, а не квасным хлебом, а православные считают квасное одушевлённым. Б) Совершения Крещения в одно, а не три погружения. В) Новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении. Г) Разные языки богослужения.

4. Политические причины. А) Когда Западная Римская империя пала, то папа римский имел ещё светскую власть ввиду отсутствия нормальных правителей. Политическая ситуация в Италии, Испании, Франции, Германии долгое время оставалась нестабильной: границы менялись, монархи тоже – и ко всему этому папа римский имел отношение. В то время как патриарх константинопольский хоть и был важным звеном административного аппарата Византия, но не главным. Однако Византия объявляет себя наследницей Древнего Рима и первой

подлинно христианской страной, то есть конкретно претендует на первенство в христианском мире. В 800 году в Риме папой римским Львом 3 был коронован Карл Великий, который стал первым императором на западе после падения Римской империи. Карл объявил себя равным императору Византию. И на политическую силу которого получил возможность опираться римский епископ в своих притязаниях. Это укрепило положение папы римского и его претензии на руководство всем христианством. К тому же, большая часть территории Восточной империи, включая большинство древних апостольских церквей, попала под власть мусульман, что её сильно ослабило и отвлекло внимание от религиозных проблем в пользу внешнеполитических. Таким образом, политические причины выразились в борьбе папы римского и константинопольского патриарха за лидерство не только в христианстве, но и в цивилизованном мире. Б) Вопрос влияния на государства. В 860-ые года разгорается спор из-за влияния на Болгарию, в ходе которого патриарх Фотий выдвинул ряд мелочных придирок к западным коллегам. Ко времени раскола относятся спор из-за Южной Италии, входившей в состав Византии.

5. Этические различия между западной и восточной церквями. Западная – подверженная варварам, но при это с мощной античной культурой. Восточная – менее подвержена варварами, но уже к 9 веку на неё наезжали мусульмане.

6. Имущественные споры.

То есть разногласия между Папой римским и Константинопольским патриархом по вопросам догматического, канонического, обрядового и другого характера начались задолго до 1054 года, однако, именно в 1054 году Папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Керулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.

16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Керулария и его отлучении от Церкви. Кардиналы передали отлучительную грамоту в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом. В отлучительной грамоте

после преамбулы, посвящённой первенству Римской Церкви, и похвалы в её адрес выдвигался ряд придирок по догматическим, каноническим и обрядовым особенностям, оглашённых в причинах раскола.

В ответ на это Керуларий высказал ряд своих придирок догматического, канонического и обрядового характера к западному духовенству, оглашённых в причинах раскола.

Однако в целом реакция патриарха на вызывающий поступок кардиналов была достаточно осторожной и в целом миролюбивой. С целью успокоения волнений было официально заявлено, что греческие переводчики извратили смысл латинской грамоты. Далее, 20 июля был созван Керуларием Собор, на котором за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви все три члена папской делегации, однако Римская Церковь в решении собора специально не упоминалась. Было сделано всё, чтобы свести конфликт к самодеятельности нескольких римских представителей, что, собственно, и имело место. Патриарх отлучил от Церкви лишь легатов и только за дисциплинарные нарушения, а не за вероучительные вопросы. На Западную церковь или на римского епископа эти анафемы никак не распространялись.

Даже когда один из отлучённых легатов стал папой (Стефан IX), этот раскол не считался окончательным, а папа направил посольство в Константинополь извиниться за резкость Гумберта. Событие это стало оцениваться как нечто чрезвычайно важное лишь через пару десятков лет на Западе, когда к власти пришёл папа Григорий VII (1073-1085), который в своё время был протеже умершего уже кардинала Гумберта. Его усилиями эта история и получила необычайное значение. И было окончательно объявлено, что в 1054 году произошёл раскол христианской церкви.

В результате раскола сформировались православная и католическая церкви. Православная церковь, то есть правильная – верная принципам ортодоксального христианства. Католическая церковь – основанная как на принципах и решениях первых Вселенских соборов, так и на решениях других соборов. По сути, с расколом христианства Европа разделилась на две части. В этих частях уже формировались отличные друг от друга культура, этика, мораль, нравственность, законодательство. Европа разделилась на западный и восточный миры, которые шли абсолютно разными историческими путями.

Категория: Религиоведение | Добавил: Feanor (10.12.2018)
Просмотров: 400 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar