Главная » Статьи » История » История Европы и Америки

Внутренняя политика США в 1929-1939 гг.

Общий экономический кризис 30-х гг. усугубил и без того тяжелое положение фермеров.

Кризис начался с биржевой паники 24 октября 1929 г. («Великая депрессия»). Миллионы вкладчиков лишались своих сбережений. К 1932 г. рыночная стоимость «потерянных» ценных бумаг составила 75 млрд. дол. Закрывались конторы дельцов, прекращали работу фабрики, банки терпели крах и т.д.

Суть проблемы возникновения депрессии заключалась в громадном разрыве между уровнем развития производства и уровнем потребления. Из-за технического перевооружения промышленности во время и после войны объем выпускаемой продукции обогнал покупательскую способность американских фермеров, рабочих и служащих.

Президентские выборы 1932 г. превратились в дискуссию о причинах и возможностях выхода из кризиса. Действующий президент Г.Гувер не смог принять решительных мер. Он стремился положиться на естественный процесс оздоровления экономики и выхода из кризиса.

Демократы в лице Франклина Рузвельта доказывали, что депрессия разразилась вследствие внутренних процессов американского народного хозяйства, которые усилились благодаря политике республиканцев в 20-е гг.

В результате Рузвельт одержал решительную победу.

Под руководством Рузвельта был подготовлен комплекс реформ, известный под названием «новый курс». Рузвельт был идеологом государственного вмешательства в экономические отношения.

«Новый курс» сложился из разного рода общих мер и мер чрезвычайных, законов конгресса и распоряжений президента, проектов и экспериментов.

Основная масса законов и постановлений начального периода «нового курса» была принята в спешке за первые 3 месяца президентства Рузвельта.

Первый этап «Нового курса» (1933-1934 гг.) Основная идея заключалась в том, чтобы средствами активного государственного регулирования добиться преодоления кризиса, укрепить основы существующего строя, создать обстановку социального мира и обеспечить администрации Рузвельта имидж поборника общенационального единства.

Поэтому в чрезвычайных условиях кризиса Рузвельт взял курс на сотрудничество с крупным корпоративным бизнесом с целью оздоровления экономики.

В сфере финансово-банковской политики приоритет был отдан крупному капиталу, так как в спасении банковской системы были заинтересованы все американцы.

6 марта 1933 г. было опубликовано правительственное распоряжение о временном закрытии всех банков страны. 9 марта - принят чрезвычайный банковский акт, по которому право на открытие и получение государственного займа имели только «здоровые» банки, а это, как правило, были крупные банки. В результате этих операций было ликвидировано около 5 тыс. мелких банков, лишенных правительственных субсидий и получила развитие дальнейшая концентрация банковской системы.

Следующие меры касались проведения мероприятий по централизации финансово-банковской системы. Огромный золотой запас США был передан в государственное казначейство, то есть сосредоточен в руках государства, золото было изъято из обращения, запрещен свободный обмен бумажных денег на золото, граждане должны были сдать золото в банки, золотое содержание было понижено вдвое (т.е. был девальвирован доллар). Роль государства в банковской системе была усилена, паника в банках прекращена.

Одновременно приняты меры к успокоению мелких акционеров и вкладчиков.

В июне 1933 г. конгресс принял закон Гласса-Стигала, который разграничил депозитные и инвестиционные функции банков. Коммерческим банкам было запрещено использовать вклады их клиентов для игры на бирже, чтобы поставить барьер спекулятивным операциям.

Введено страхование банковских вкладов. Создана специальная комиссия по торговле акциями, которая должна была следить за соблюдением правила выпуска и распространением акций. Цель: ограничить биржевые спекуляции.

Центральное место при определении характера государственного регулирования промышленности занял Национальный закон о восстановлении промышленности (НИРА), принятый 16 июня 1933 г. с целью организации честной конкуренции между компаниями.

Был выработан правительством типовой проект кодекса, то есть образец: 35-ти часовая рабочая неделя, минимум зарплаты от 30 до 40 центов в год.

К середине 1934 г. было введено в действие не менее 750 кодексов честной конкуренции. После их введения предприятие освобождались от антитрестовских законов сроком на 2 года. Этот закон в целом укрепил корпоративную структуру американской экономики.

Экономическую политику Рузвельта в первые ее годы ее деятельности называли «экономическим фашизмом». 

Уже на первом этапе Нового курса началось проведение либеральных реформ в социальной сфере.

В законе о восстановлении промышленности был раздел об организации общественных работ для безработных. С этой целью была создана Администрация общественных работ.

В аграрном секторе 12 мая 1933 г. был принят закон о помощи фермерам, главная задача которого - повышение цен на продукты сельского хозяйства.

Закон о помощи фермерам предусматривал также рефинансирование фермерам ипотечной задолженности.

Таким образом, на первых порах «Новый курс» встретил практически всеобщую поддержку. Однако уже в 1934 г. возникла сильная оппозиция «Новому курсу».

Прежде всего, серьезный вызов составила в 1934 - 35 гг. оппозиция слева. Сохранявшаяся безработица и кризис в сельском хозяйстве привели к тому, что развернулось движение социального протеста промышленных рабочих, демократическое движение.

Сильная оппозиция возникла и справа. Наиболее трудный период экономического кризиса остался позади, экономическая конъюнктура стала благоприятной. В государственном регулировании экономики не было необходимости. Напротив, статьи НИРа о регулировании условий труда стесняли консервативные круги бизнеса. Поэтому часть крупного корпоративного капитала перешла в непримиримую оппозицию «Новому курсу». В августе 1934 г. возникла Американская лига свободы, которая потребовала отказа от государственного регулирования экономики.

Большую угрозу политике «Нового курса» справа составили действия Верховного Суда, который отрицал правомерность вмешательства государства в сферу частной собственности.

27 мая 1935 г. Верховный Суд объявил о неконституционности НИРа, а 6 января 1936 г. - о не конституционности закона о регулировании сельского хозяйства. Затем были признаны неконституционными еще 9 законов конгресса 1933-34 гг.

В целом, решения Верховного суда поставили преграду дальнейшему осуществлению «Нового курса», так как подрывали его конституционную основу.

В 1935 г. в политике «Нового курса» произошел значительный сдвиг влево. Начался второй этап, главной отличительной чертой которого стала политика балансирования, то есть учета интересов трудового населения городов и ферм.

Весной и летом 1935 г. в течение «вторых ста дней» «Нового курса» была проведена новая серия чрезвычайных либеральных реформ.

5 июля 1935 г. вступил в силу закон Вагнера, так называемый Национальный акт о трудовых отношениях. Это был самый радикальный закон. Закон не только декларировал права рабочих на вступление в профсоюз и на заключении коллективного договора с ним. Было закреплено право рабочих на стачку и пикетирование. Контроль над осуществлением закона возложен на Национальное управление по трудовым отношениям, решения которого были обязательны для предпринимателей и могли оспариваться ими только через суд.

Другая социальная реформа «Нового курса»- принятие первого в истории США федерального закона о социальном страховании. 14 августа 1935 г. введено страхование двух типов: система пенсий по старости (65 лет) и пособий по безработице. Слабостью этого закона было то, что он распространялся только на рабочих крупных промышленных предприятий и не затрагивал торговлю, сферу обслуживания и сельское хозяйство.

В 1935 г. принят закон о создании Администрации по реализации общественных работ - началось строительство крупных объектов, рассчитанных на стимулирование экономики и снижения безработицы. Однако, и на втором этапе системой общественных работ была охвачена лишь 1/3 часть безработных.

Итог второго этапа - победа Рузвельта на выборах 1936 г., так как были проведены реформы в пользу широких слоев населения.

В начале 1937 г. начался третий этап «Нового курса», когда Рузвельт продолжал активное социальное реформаторство, на закрепление достигнутого, то есть институционализация политики либеральных реформ. Этой цели служили план реформы Верховного Суда и проект административной реформы.

План реформы Верховного суда (5 февраля 1937 г.) - президенту предоставлялось право с согласия Сената назначать дополнительных судей, если член Верховного суда, достигший 70 лет, не захочет уйти в отставку, общее число судей не должно превышать 15 человек. Цель - обеспечить постоянный приток свежей крови в судебную систему.

Проект административной реформы предусматривал расширение персонала Белого Дома, создание Исполнительного управления президента, право президента изменять структуру и характер функционирования исполнительной власти.

Исход борьбы между сторонниками и противниками плана определился изменением позиции самого Верховного Суда. 12 апреля 1937 г. он принял решение о конституционности закона Вагнера, а затем конституционность закона о социальном страховании. Это означало, что проект реформы судебной системы, выдвинутый Рузвельтом, потерпел поражение.

Впоследствии Рузвельт сказал, что он проиграл сражение, но выиграл войну.

К тому времени оживление экономики стало осуществляться другими путями и федеральное правительство пришло к выводу, что административное ценообразование в ряде отраслей подрывает национальную экономику.

«Новый курс» перестал существовать. Он сделал важные шаги в сторону приспособления государственного аппарата к политике регулирования экономики и трудовых отношений, к внедрению элементов планирования. «Новый Курс» принес сокращение рабочего дня, были легализированы профсоюзы, коллективные договоры, минимум зарплаты. К 1938 г. каждый штат ввел ту или иную форму страхования по безработице.

В 1936 г. началось некоторое промышленное оживление. Однако уже в 1937 году разразился новый экономический кризис и производство, едва достигнув уровня 1929 г., вновь покатилось вниз.

8 декабря 1941 г. США объявили войну Японии, а через три дня Германия и Италия объявили войну США. Страна переключилась на мобилизацию людских и материальных ресурсов на нужды войны.

8 января 1942 г. Ф.Рузвельт сообщил о запланированном на год выпуске 60 тыс. самолетов, 45 тыс. танков, 20 тыс. зенитных орудий и строительных кораблей. Сельское хозяйство, промышленность, добыча сырья, торговля, капиталовложения, средства связи контролировались государством. Создавались новые предприятия на основе использования новых технологий.

Таким образом, начало и первая половина ХХ в. - эпоха экономического, политического укрепления США на международной арене.

Категория: История Европы и Америки | Добавил: Feanor (24.01.2017)
Просмотров: 1963 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar