Главная » Статьи » История » История Европы и Америки

Передел колоний, мандатная система, США и Лига Наций.

После окончания Первой Мировой войны 1914-1918 гг. одним из вопросов, вокруг которого вращалась система международных отношений, был колониальный. Созданная по инициативе великих держав Лига наций предложила в качестве решения вопроса о колониях мандатную систему.

Мандат (от лат. mandatum — поручение) – это полномочие, документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица, термин возник в римском праве для обозначения договора поручения. Следовательно, мандат Лиги наций — это документ, дающий какой-либо «передовой нации» право на опеку бывших германских колоний и турецких владений от имени Лиги наций.

Передел нефтеносных, экономически и стратегически выгодных районов бывшей Османской империи, а также некогда принадлежавших проигравшей войну Германии колоний осуществлялся полномочным легальным органом – Ассамблеей Лиги наций. Объявив мандатную систему «священной миссией цивилизации», Лига наций нарушила свою «демократичную природу» и цели «защиты народов и международного мира и безопасности», а также разделила народы на цивилизованных мандатариев и колонии и территории. Ст. 22 Статута Лиги наций излагала принципы, применявшиеся к «колониям и территориям», и разделила мандаты на три класса: А, В, С.

К классу А были отнесены мандаты, применяемые к бывшим владениям Османской империи. К этой категории манда­тов были отнесены права Франции на Сирию и Ливан, Великобритании - на Палестину, Трансиорданию, Месопотамию (Ирак). К этой группе территорий применялась временная опека до тех пор, пока страны не будут в состоянии самостоятельно управлять собой. Однако следует учитывать, что сроки этой временной опеки определялись мандатариями и Лигой наций, поэтому могли быть неограниченными.

К классу В относились те народы, «степень развития которых требует, чтобы уполномоченный Лиги наций полностью принял на себя управление ими». Эту группу представляли государства Средней Африки. Для второй группы важно обстоятельство, что образующие ее страны были открыты для экономической эксплуатации всех членов Союза на совершенно одинаковых основаниях, и что всякое военное обучение туземцев и постройка крепостей здесь воспрещались. Государственная власть принадлежала здесь Лиге наций и осуществлялась полномочным государством от ее имени. На таких принципах Франция получила право на управление частью Того и Камеруна, Великобритания - частью Того и Камеруна, а также Германской Восточной Афри­кой (Танганьикой), Бельгия - регионом Руанда-Урунди.

Мандаты класса С состояли из таких областей, «как Южная Африка и некоторые острова Тихого океана вблизи Австралии, которые вследствие незначительной плотности населения или незначительных размеров, или отдаленности от центров цивилизации, или географической близости к уполномоченному на управление ими государства» признавались «составной частью его территории». Иначе говоря, эти земли попросту отдавались Лигой наций в полное подчинение государственной власти уполномоченного государства. Сроки мандата здесь не оговаривались, и государства-мандатарии не ограничивались условиями управления этими территориями, поэтому экономическое использование края имело под собой подоплеку политических прав «уполномоченных» великих держав. К этой категории подмандатных территори­ей были отнесены Новая Гвинея (мандат Австралии), Западная Самоа (мандат Новой Зеландии), о. Науру (мандат Великобритании), Марианские, Каролинские, Маршалловы острова (мандат Японии), Юго-Западная Афри­ка (мандат Южно-Африканского Союза).

Мандатная система пропагандировалась лидерами Лиги наций как принципиально новый шаг во взаимоотношениях ведущих мировых держав и народов Востока, как преодоление традиций колониализма и переход к поддержке позитивного развития отсталых регионов, включению их в «лоно человеческой цивилизации». Но в действительности речь шла о переделе колониальных владений между странами-победительницами. Особенно зна­чительно расширились колониальные владения Англии и Франции. Деловые и политические круги США, Японии и Италии, напротив, считали распреде­ление мандатов несправедливым, не учитывающим реальное соотношение экономического и военно-политического потенциала ведущих держав мира.

США и Лига наций Идея создания Лиги Наций принадлежала американскому президенту Вудро Вильсону. Частично Вильсон изложил ее в своих известных «Четырнадцати пунктах». Согласно его планам, целями Лиги Наций являлись поддержание и развитие мира на планете. Лига могла накладывать в случае нарушения миропорядка экономические санкции на государства-агрессоры, однако,  не прибегая к военным санкциям. Ко всему прочему, страны-участницы должны были соблюдать суверенитеты своих соседей и решать споры при их возникновении в Постоянной палате международного правосудия.

Первоначальное предложение президента США не получило однозначного одобрения стран-союзниц на конференции в Париже. Появилась точка зрения, что на самом деле данная организация послужит оружием США по экспансии и утверждению нового мирового порядка. Вильсон предлагал допустить в Лигу Германию и союзные ей страны, рассчитывая на то, что они попадут в экономическую зависимость от Штатов.

В итоге, одобренный устав организации представлял собой компромисс между английским проектом, являвшимся лишь моделью арбитража между сильными державами, и американским планом. Страны германского блока так и не получили допуск в Лигу, всего же Устав подписали 45 государств.

Однако идея Лиги Наций не получила одобрения у населения США. Летом 1919 года Вудро Вильсон напрямую обратился к американцам, утверждая необходимость создания Лиги и участия США в этой крупной международной организации.  Месяц президент провел в разъездах по стране, объясняя, что Лига Наций является единственной надеждой на мир во всем мире и предотвращение новой мировой войны.  Поездка негативно сказалась на здоровье президента: в Канзасе у него даже случился микроинсульт. Однако все его действия были напрасны: Сенат США в 1919 году отказался ратифицировать Версальский договор, частью которого был Устав Лиги Наций.  Многие сенаторы опасались того, что США утратит часть своей свободы и независимости, присоединившись к договору. Вильсон призывал членов Демократической партии продолжить дискуссию и дебаты по поводу Лиги Наций, однако он не был готов идти на компромиссы, и в итоговом голосовании Сената договор недобрал 7 голосов. Таким образом, США не попала в число участников этой международной организации.

Как получилось так, что Сенат отказался ратифицировать договор? Во-первых, многие сенаторы были обеспокоены тем, что участие в Лиге наций поставит под угрозу суверенитет США.

Сенаторы предложили поправки к договору, чтобы сделать акцент на том, что США не обязаны будут участвовать в войне, если Сенат США не одобрит решение. Были предложены также и другие оговорки. Однако Вильсон не смог пойти на компромисс со своими оппонентами.

Версальский договор не был утвержден, соответственно, США находились еще в состоянии войны с Германией, однако в 1921 году во время президентства Уоррена Хардинга был подписан отдельный договор, который дал США все преимущества и привилегии, что были бы по Версальскому договору, однако при этом США не были вынуждены участвовать в боевых операциях.

Возможно, именно отсутствие такой значимой державы, как США, отрицательно повлияло на деятельность Лиги Наций. По сути, она не была эффективной: она не смогла поддержать мир и равновесие, было провалено множество шансов миротворчества. 

Категория: История Европы и Америки | Добавил: Feanor (24.01.2017)
Просмотров: 1607 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar