Главная » Статьи » История » История Европы и Америки

Демократическая и тоталитарная альтернатива выхода из мирового экономического кризиса.

1)Либеральный (США, Великобритания)

2)Социал-реформистский (Франция)

3)Тоталитарный (Германия, Италия)

«Новый курс» в США и «Новый порядок» в Германии - варианты программ по преодолению последствий Мирового кризиса

С 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882—1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требо­вались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые во­шли в историю под названием «Новый курс Рузвельта». В осуществлении «Нового курса» выделяют 2 этапа:

1. с 1933 до 1935 гг.;

2. с 1935г., когда обозначились сдвиги влево.

Основные мероприятия «Нового курса» включали:

1. Прежде всего - спасение банковской и финансовой систем. Для их оздоровления запрещалось вывозить золото за границу, прекращался обмен банкнот на золото, были закрыты все банки (но национализация банков не осуществлялась). В Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функций и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы (т.е. наиболее крупным банкам). К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков - членов Федеральной резервной системы (но 2 тыс. банков разрешение на это не получили).

Для увеличения финансовых ресурсов государства США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (т.е. обесценение) доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству, а взамен банкам выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв.

В 1934 г. был принят закон о золотом резерве, который устанавливал новую цену на золото- 35 долларов за унцию, и в январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41 %. И благодаря девальвации распределение доходов изменилось в пользу промышленного, а не судного капитала и, тем самым, были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, усилились экспортные возможности США и уменьшилась задолженность монополий правительству.

2. Восстановление промышленности. В 1933г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности, который вводился на 2 года и предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений (как компромисс между рабочими и капиталом). При правительстве была создана «Национальная администрация по восстановлению промышленности» (НИРА). Во главе её встал «мозговой трест» - совет крупнейших экономистов и промышленников и стала осуществлять государственное регулирование хозяйства. Промышленность была разделена на 17 отраслевых групп и во главе каждой был поставлен свой орган и введены свои правила.

Закон включал 3 раздела:

1) первый раздел предусматривал меры по оживлению экономики и выходу из кризисной ситуации, где основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались объёмы производства, цены, правила конкуренции, занятости и найма;

2) раздел и 3) раздел закона определяли формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Была создана Администрация общественных работ, на которую возлагалась организация больших государственных работ, включающих строительство новых дорог, аэродромов, школ, больниц и др.

В 1935г. предложение президента о продлении срока действия закона вызвало сопротивление со стороны разных сил и Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства сохранилась.

3. Второй важный закон - о регулировании сельского хозяйства - был принят в начале 1933г. Конгрессом США. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства. Для преодоления аграрного кризиса были приняты меры, направленные на сокращение сельскохозяйственного производства - это повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, государственная скупка земли у фермеров, выплаты премий за сокращение поголовья скота и продукции, чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности.

4. С 1935г. политика «Нового курса» была направлена на погашение социального конфликта и поэтому содержала социальную направленность. Летом 1935г. Рузвельтом был подписан Закон Вагнера - «Национальный акт о трудовых отношениях», где за рабочими признавалось право на стачки, защиту рабочими своих интересов через профсоюзы и путём заключения с предпринимателями коллективных договоров. По закону Вагнера Администрация не могла применять репрессии к рабочим и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций.

В 1936г. был принят Закон о социальном обеспечении, который вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице, болезни и инвалидности. Но закон не распространялся на лиц, занятых в сфере торговли и обслуживания.

В 1938г. был принят Закон о справедливых условиях труда, который устанавливал продолжительность рабочей недели (44 часа), определял минимальный и максимальный пределы заработной платы на предприятиях федерального значения, запрещал использование детского труда.

В целом «Новый курс» Рузвельта способствовал преодолению кризисного состояния экономики (хотя и медленными темпами) и к 1937г. по ряду экономических показателей США вышли на отметку 1929г. (до кризисного периода).

Однако «Новый курс» нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, так как оставалась незыблемой частная собственность, в США не было национализировано ни одного предприятия или банка.

ГЕРМАНИЯ «Новый порядок» - экономической политики фашистской германии.

Зависимое положение неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929 - 1933 годов и своего пика кризис достиг в 1932г., поразив банковскую систему, промышленность, вызвав огромную безработицу. Прекращение помощи со стороны ведущих стран ещё больше усугубило положение страны. В такой ситуации, видя неспособность противостоять экономическому кризису, стал формироваться блок монополий и фашизма, и в 1933г. фашисты пришли к власти, установив фашистский режим.

Экономическая политика фашизма носила крайне выраженный фашистский характер, где государственное управление хозяйством было доведено до крайней степени, а антикризисные меры носили чрезвычайный характер и преследовали военно-политические цели.

Программа фашистов включала уничтожение демократии, подготовку к войне, подчинение крупному капиталу мелких и средних предпринимателей, поднятие экономики путём обширных государственных заказов. Это определило формы и методы выхода страны из кризиса. С этой целью нацистским руководством был сделан упор:

· на восстановление важных военных отраслей тяжёлой и топливной промышленности;

· на создание предприятий, выпускающих военную технику.

Это потребовало концентрации огромных средств в руках государства, поэтому нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования хозяйства, который стал основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, продовольственных, трудовых и прочих ресурсов.

Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация Германии, которая проводилась ускоренными темпами и рассматривалась как главное средство выхода из кризиса. Поэтому в короткий срок фашистское правительство перевело всю страну на военные рельсы и военные расходы в 1933 - 1939 гг. возросли в 10 раз.

1. Были построены новейшие заводы по выпуску танков, боевых самолётов, орудий и т.д.

2. Расширилось производство пушек, подводных лодок, боеприпасов.

3. Запасы сырья и продовольствия, денежные фонды различного рода передавались в руки военных.

4. Осуществлялась стандартизация железных и стальных изделий и деталей машин.

Таким образом, внутренний и внешнеэкономический курс фашизма был связан с подготовкой ко Второй мировой войны.

Сразу после прихода к власти Гитлер нарушил условия Версальского договора и открыто начал перевооружение Германии:

· в апреле 1933г. создал министерство авиации;

· в 1934г. было восстановлено колониальное ведомство;

· в марте 1935г. ввёл всеобщую воинскую повинность;

· в июне 1935г. заключил с англичанами морской договор, по которому

Германия добилась права строить свой надводный и подводный флот;

в марте 1936г. были разорваны Локарнские соглашения и посланы войска в демилитаризованную Рейнскую область.

Однако западные державы не выступили с протестом. Более того, монополии США, Англии, Франции финансировали фашистскую Германию, помогали оснащению её армии, снабжая стратегическим сырьём.

Фашисты создали сложный аппарат для государственного регулирования экономики, где вопросы объёмов производства, ассортимента товаров и цен полностью решались прямыми методами путём централизованных государственных решений.

В 1933г. правительство Германии приняло закон о принудительном картелировании экономики, после чего в ряде отраслей промышленности были созданы объединения промышленных фирм.

В 1934г. был издан «Закон о подготовке к органическому построению германского хозяйства», по которому министр экономики получил полномочия на создание хозяйственных объединений, их роспуск или слияние, назначал руководителей этих объединений. Были образованы 7 главных имперских групп, через которые проводились государственные решения в области экономики: · промышленности; · энергетики; · ремесла; · банковского и страхового дела; · транспорта; · торговли.

Во главе экономики стоял Главный хозяйственный совет. Таким образом, в руководстве экономикой делался упор на методы прямого, административного регулирования, в чём заключалась отличительная особенность германского государственно-монополистического капитализма.

В мае 1935г. был принят закон «Об обороне империи», по которому генеральный уполномоченный в области военной экономики (Я. ШАХТ) должен был поставить экономику на службу ведения войны. С этой целью:

шло сокращение мирных отраслей и начато массовое производство вооружения и военных материалов;

увеличивался экспорт и сокращался ввоз продовольствия чтобы обеспечить стратегические отрасли валютой;

осуществлялся жёсткий контроль и регламентация внешней торговли.

В 1936г. был утвержден 4-летний план мобилизации экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снабжения, цель которого - создание собственной сырьевой базы для обеспечения нужд военного производства.

Аграрная политика фашизма была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. В связи с этим было создано «Имперское сословие по продовольствию» - главный орган по регулированию сельскохозяйственного производства. Вводилась система принудительных поставок сельхозпродукции, продукция каждого двора находилась на строгом учёте и большую часть её крестьянин должен был сдавать по низким ценам, каждый крестьянин превращался в «солдата фронта питания», был ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих.

Таким образом, быстрыми темпами происходило сращивание государственного аппарата с монополистическими кругами, сложилась тоталитарная (т.е. командно-административная) модель государственно-монополистического капитализма (ГМК) с централизованным механизмом управления и свободный рынок перестал служить регулятором экономического процесса.

 

 

Категория: История Европы и Америки | Добавил: Feanor (24.01.2017)
Просмотров: 2033 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar